Главная » Статьи » Армяне М. Александропулус |
В категории материалов: 25 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
С Наапетом меня познакомил мой друг, пригласивший меня в Армению. — С греками и Грецией всегда змакомишься дважды,— сказал Наапет. Он имел в виду, что Грецию знают еще до того, как совершают туда путешествие. Мне это очень понравилось. Однако вскоре мы обнаружили, что познакомились с Наапетом в Москве еще! двадцать лет назад. Порой, чтобы расцвести, знакомства ждут своего часа. |
Современная Армения — маленькая страна. По площади она равна четвертой или пятой части небольшой Греции; она, скажем, как Пелопоннес, точнее, как Албания. Первое впечатление, что попал ты в страну однообразную и обычную. Но затем в простых логических посылках начинаешь подозревать множество загадок. А загадок там великое множество, и для нас, греков, они представляют особый интерес. |
Хач» — это крест, и «кар» — камень. Но « ачкар» — это не просто каменный крест а художественный символ армян. В нем отразился их декоративный вкус, тонкое! чувство красоты и в какой-то мере история народа. Они берут большой камень и превращают его в кружево, ковер, сад, песню. В центре высекается святой животворный крест, а вокруг травы, цветы, плоды, люди, звери, птицы, разные орнаменты и буквенные вензеля. Размеры так же разнообразны, как и орнамент. Обычно метр в основании и полтора в высоту, но есть хачкары больше и меньше. |
На долю армян выпало жить в суровом крае. С древних времен и до наших дней многие пытались завоевать эту страну и не раз завоевывали ее, но этот умный, одаренный народ выстоял. Несмотря на множество пережитых испытаний, армяне, отличающиеся врожденным благородством, пытливым умом и практической сметкой, создали высокую культуру, сохранили — благодаря страданиям и трудам — свой национальный колорит и неоднократно завоевывали нашу симпатию. Соприкоснувшись с их страной, узнаешь много волнующего, интересного. |
Вхронике Егише, историка V века, патриот- священник Левон, воодушевляя армянских воинов перед решающим сражением с персами, говорит: «Вспомните всех наших древнейших отцов, которые были еще до того, как появился на свет сын божий, и были всегда во все времена и годы». Так до начала начал доходит национальная память армян. |
Наири — Страна ручьев. Это название встречается в древнейшей истории наряду с другими, например Айастан, Страна Гайка1, и до сих пор употребляемо самими армянами. Жители называли себя тор- гомами, от слова «Торгом», потомок Ноя, четвертое поколение от сына Иафета. Хетты называли эту страну и народ Хайаса, грузины — Сомехи, акка- ды — Армани и Наири, а также Урасту (в Библии Урарту), персы — Армина, греки — Армения. В разное время употреблялись разные названия. И то, что их много, отражает запутанность вопроса о происхождении ар¬мян и их первых шагах в истории. |
Так называли великого историка Хоренаци, то есть поэтом и даже первым среди поэ¬тов. Кертохаайр означает «Отец поэтов» Собиратели армянской поэзии приписывают Хоренаци некоторые стихи помимо тех, что приводятся в его «Истории» и берут начало от старых поэтических традиций. Но, по-видимому, известность Хоренаци объясняется не столько его стихами, сколько поэтическим чувством, которое он питает к истории своей родины, его взволнованным слогом. Кроме того, Мовсес Хоренаци обладал вполне сформировавшимся историческим мышлением, что видно из его метода и некоторых очень выразительных комментариев. |
Византийские императоры стали проводить в Армении политику принуждения. Побо¬ры, вербовка в армию, искоренение населения и перевод его в другие области империи стали столь привычными явлениями, что складывается впечатление, будто для Константинополя Армения была питомником не только лошадей и мужчин для армии, но подчас и женщин с детьми, которых время от времени срывали с од¬ного места и переселяли в другое, «для пополнения муж¬ского населения», как писали старые греческие историки. |
Вскоре начался церковный раскол. В 451 году в Халкидоне Четвертый си¬нод осудил монофиситство1. Эту неразум¬ную политику еще до иконоборчества про¬водила Византийская империя против своих народов из религиозно-догматиче¬ских соображений. В результате возник неразрешимый конфликт государства с большинством его граждан. Потом на протяжении веков императоры и некоторые мудрые патриархи безуспешно пытались исправить со¬вершенные ошибки. |
В «Истории армянского народа», изданной Ереванским университетам, мне показали следующий абзац: «Снова между двумя большими государствами той эпохи ведется война, кото¬рая длится около двадцати лет и закан чивается в 591 году. Следует второй раздел Армении, на этот раз большую часть получают византийцы» Императором Византии был тогда Маврикий (по армянски Морик), а царем персов Хосров II |