Главная » Статьи » Армяне М. Александропулус

Наири
Наири — Страна ручьев. Это название встречается в древнейшей истории наряду с другими, например Айастан, Страна Гайка1, и до сих пор употребляемо самими армянами. Жители называли себя тор- гомами, от слова «Торгом», потомок Ноя, четвертое поколение от сына Иафета. Хетты называли эту страну и народ Хайаса, грузины — Сомехи, акка- ды — Армани и Наири, а также Урасту (в Библии Урарту), персы — Армина, греки — Армения. В разное время употреблялись разные названия. И то, что их много, отражает запутанность вопроса о происхождении армян и их первых шагах в истории. 
Достоверно лишь то, что речь идет об одном из древнейших народов региона. На протяжении своей многовековой суровой истории он выдвинулся среди других, показал себя способным выжить и создать собственную культуру, внести свою лепту в общую историю народов.
Кроме того, мы знаем, что уже принятое название «Армения» неоднократно менялось, как изменялась и делилась страна, и даже новой истории нелегко дать ответ, кто есть кто, при столь частых разделах и разобраться в наименованиях. В истории остались Великая и Малая Армения, Восточная и Западная, Высокогорная, Внутренняя, Сатрапова, Армения Первая, Вторая, Третья и Четвертая. С византийской историей тесно связана и история Армении, и последнее время в греческой историографии поднимается проблема происхождения армян. Новые гипотезы выдвигают современные историки, лингвисты и антропологи.
Достоверно также и-то, что на большом кресте, который образует на севере, между Каспием и Черным морем, Кавказ, на западе Малая Азия, на югА Месопотамня и Ближний Восток, как раз в центре этого огромно го креста, жил, тысячу раз распинался на нем и до сих пор живет армянский народ, ставя перед политиками и учеными те же самые вопросы и ожидая, когда их решат более гуманно.
Господствующая в историографии концепция осно-вывалась на короткой фразе Геродота, который зная что армяне носят то же оружие, что и фригийцы на Бал канах, приписал этим двум народам общее происхожде ние Согласно данной концепции армяне — народ индо европейский пришли с фригийцами из Фракии в Малую Азию, затем продвинулись на Восток как колонисты фригийцев и заселили Армянское плоскогорье, крест, о котором сказано выше. Историки упоминают в основном два народа, народ Арме и народ Гай. От их смешения с местными народами образовалось армянское сообщество.
' Между тем пало древнее ассирийское царство. Рас-палось и большое государство, образованное вокруг озе-ра Ван местными племенами, так называемое царство Урарту, извечный враг и соперник ассирийцев. Жизне-стойким армянам удалось завоевать главенствующее положение, и на смену Урарту в VI веке до н. э. возник союз племен Армина, сыгравший большую роль в этни-ческом формировании армянского народа. Потом ми- дийцы покорили Армину, принудив ее платить дань. В свою очередь мидийскую империю разгромил Кир1 Образовалось большое персидское государство Ахеме- нидов, и армяне стали его вассалами.
Существует пространная надпись на трех языках, выбитая по приказу Дария I, где упомянуты армяне Клинописный текст с рисунками находится на скале Бехистун, близ города Хамадан в Иране. Около 520 года до н. || высекли на скале одинаковый текст на древне- персидском, эламском и аккадском языках. Эламиты жили на юго-западе Иранского нагорья, и их язык был официальным в персидском царстве. Но во всех важных документах персы пользовались еще обычно аккадским и своим древнеперсидским языком. В Бехистунской надлиси Дарий говорит. что я первые годы его царствова- ння похоронные народы неоднократно поднимали восстания. которые он топил в крови, сохраняя цельность своего госуларетва. Там упоминаются и многочисленные восстания армян. Вот что сказано об одном из них: «Говорит парь Дарий: армянина Дадарсиса, моего слугу, я послал в Армину и повелел ему: ступай и усми¬ри мятежников, которые отказываются повиноваться моей воле. Дадарсис отправился* Когда он прибыл в  Армину. мятежники собрали войско и начали войну. Есть в Ар мине город, его называют Зуза. Здесь про¬изошло сражение в восьмой день месяца турахавара1, Аурамазда2 помог мне; по воле Аурамазды мое войско j жестоко разбило войско мятежников...»
С гордостью и удовлетворением подробно описывает царь царей и прочие свои Деяния. В конце концов Дарию удалось с помощью своих военачальников — среди них были и армяне — заставить армянские племена объеди¬ниться под его скипетром.
Очевидно, армянская знать, князья и нахарары5, сохраняла власть в своих маленьких уделах, платя дань царю золотом и лошадьми для персидской конницы. Среди больших знатных родов выделялся род Ерва- ндуни, который, по существу, царствовал с некоторыми перерывами в Армении вплоть до эпохи Александра Македонского и Селевкидов. Имя это сохранилось в построенных Ервандами городах-крепостях: Ервандасат, Ервандакерт, Ервандаван.
Один из ервандских царей, то есть персидский сатрап , Оронд, сын Артасура, правил страной, когда че¬рез нее, придя из Месопотамии, проходил со своими десятью тысячами воинов Ксенофонт. Еще в те времена Армения делилась на Восточную и Западную. Последней, находившейся западнее Евфрата, правил другой сатрап, Тирибаз, который поддерживал связь с ионийцами, а через них с афинянами и спартанцами и принимал деятельное участие в их политических играх с Воетоком. Начиная с этой эпохи историческое развитие западной (меньшей) части Армении непосредственно связано с греческой древней историей
Такова традиционная концепция о происхождении армян, но со временем выяснилось, что эта концепция исключает большой хронологический период в истории армянского народа: одно, а может быть, и два тысячелетия. И что гораздо важнее — она зачеркивает армян¬ские легенды. А история без легенд все равно что дерево без корней.
Когда великий армянский историк Мовсес Хоренаци (Хоренский) писал «Историю Армении», он придавал большое значение древним повериям. Человек эрудиро-ванный, наделенный острым умом и историческим мыш лением, он собрал поверья из народных песен и повествований; обработал так, что они обрели почву, на которой возвел свой труд. Он верил не всему тому, о чем говорится в древних народных легендах. Иногда, пересказывая какойнибудь эпизод, свидетельствующий об устрашающей доблести древних героев и их подвигах, он спрашивает того, кому адресован его труд, одного из правителей своей страны: «Не слишком ли это?» Но, сознавая свой долг, сам записывает все.
Легенды связывают народ с природой и историей В данном случае армян — с Араратом и Ноевым ковче¬гом. Какое они имеют к этому отношение, если пришли в те края откуда-то гораздо позднее? Короче говоря, пока не поддаются всестороннему объяснению два исторических момента: индоевропейское происхождение армян и их азиатские корни. Они не совсем укладываются в одну концепцию с данными, которыми мы располагаем в.настоящее время об индоевропейцах и об истории Ар-мении.
В индоевропейской теории обнаруживаются-пробелы, и новые данные опровергают устоявшиеся взгляды об общей родине индоевропейцев, их пути и миграции. Аргументы черпаются в основном из сравнительного языкознания. А эта наука прежде всего подтверждает индоевропейское происхождение армянского языка. Поскольку армянский язык сильно отличается от других индоевропейских, полагают, что он отпочковался от разговорного индоевропейского языка между V и IV тыледнего времени рассматривались не как индоевропейские, стали все чаще относить к этой большой семье Так пеласг с кий язык был признан индоевропейским, но —. что важней для новой теории о происхождении армян и большинство языков Малой Азии, куда на основе этих данных переносится индоевропейский центр, имеют об-щую родину Эту концепцию подкрепляют и ссылки на обоюдные заимствования индоевропейского праязыка и языковой базы семитских и шумерских народов; заимствования эти свидетельствуют о длительных контактах и общих границах. Последняя теория считает армян коренными жителями данной страны. Следовательно, индоевропейцы пришли на свою позднюю родину не с Балтики, Карпат и других частей Европы, а из Малой Азии через Кавказ или с Эгейского моря, как сделали это их древние предки. Итак, последняя теория касается и на-шего индоевропейского региона. Большое государство Ахийава, к примеру, создали не ахейцы, пришедшие с Пелопоннеса в Малую Азию, а те, кто на маленьких суденышках переплыли Эгейское море и поселились на нашей греческой земле.
Что и следовало доказать.
Но сколь шатки и вызывающи индоевропейские теории, старые и новые, столь конкретны и убедительны доводы сторонников нетрадиционной концепции, когда они говорят о древней истории Армении
Большей загадкой остается царство Урартч Его су ществование памятно всем тем, что оставили после себя и другие государства. Столицей его была Туспа (Тосп) возле озера Ван, откуда происходит второе название царства Биайна Одна из больших крепостей, построенных его царями, называлась Эребуни. Она находилась на территории современного Еревана, на холме, где недавно обнаружили ее развалины, в том числе плиту, на которой основатель крепости царь Аргишги, сын Менуа, высек надпись. В ней говорится, что по воле бога Халди царь Аргишти, сын Мснуа, построил крепость и дал ей имя Эребуни, чтобы прославить царство Биайна и на гнать страх на своих врагов. Крепость была построена в 782 году до н. э. Этот год считается годом основания Еревана.
Согласно ассирийским источникам в IX VIII веках до н э царство Урарту переживало период наи высшего расцвета. Те же источники свидетельствуют о длительной вражде и войнах с ассирийцами а также о мирных передышках и сотрудничестве с ними Однако видно, что ассирийцы, особенно царь Саргон II, наносили ему жестокие удары. Саргон II вторгся в царство Урарту в 714 году до н. э. и причинил большие бедствия Он разрушил там древний храм и затем, вернувшись в Ниневию, приказал художникам изобразить его в этой и других сценах своих подвигов. По стилю это был на стоящий древнегреческий храм с шестью колоннами, столь похожий на Парфенон, что Наапет не удержался и сказал мне:
— Вот откуда к вам это пришло. В начале VI века до н. э. (около 590 г.) царство Урарту пало, его сменило государство Армина.
Армяне ставят вопрос: кто же, в конце концов, жи тели Урарту, какого они рода-племени? Установлено, что название Урарту употреблялось аккадами, точнее, вавилонцами и является искажением слова «Арарат» Куда правильней было бы сказать «царство Арарат ское»!, как написано в Ветхом завете. Наконец имеют ся факты материализованные, более важные. Установлено, что в трехъязычных и двуязычных надписях названию Урарту, или Урасту, на аккадском языке соответ ствует Армине и Армане в других языках, и эти надписи древнее бехистунской, где одно и то же государство на аккадском языке названо Урарайя, на эламском — Хармиугиара и древнеперсидском — Арминийа. Поэтому относительно новой армянской теории Наапет сделал следующий вывод:
— Триста лет существовало древнее царство вокруг озера Ван. С ним связана наша история с IX по VI век до н. э. Около 590 года в результате внутренних распрей старая династия, правившая государством, пала, и на смену ей пришла новая, тоже армянская, династия Ервандуни.
Однако возникают два вопроса. Ветхого завета, где рассказывается 1 ЩмшШ В тот же период, мы нигде не находи упоминания об армянах? Следует, однако, заметить. ЧТо мыЩнашли бы в этом тексте и древних греков, если Щ их не упомянул несколько раз Даниил и один раз Иоил И другой вопрос язык древних надписей, оставшихся от панских царей. Все они на аккадском языке  а одна на неохуррнтском, который ближе всего к хетте ' кому Сторонники последней теории дают на этот вопрос вполне убедительный отпет: в тот период, когда армяне,  несомненно, играли уже ведущую роль в политической жизни страны, официальным языком был у них сначала арамейский, затем греческий и позже, вплоть до V века и э., когда они приобрели свою письменность, наряду с греческим — сирийский и латинский.
Начиная с VI века до н. э. армянская история уже не представляет особых загадок для науки Во времена Александра Великого армяне освободились от власти персов, а западные армянские земли присоединились к большому греческому государству Центр Восточной Армении перемещается в ту пору в долину Аракса, столицей становится Армавир, древний Аргиш- тихинили, а позднее — Ервандасат на Араксе. На армянской территории образуются государства, волей-не- Щ волей участвующие в политических и военных играх, которые ведут с местными народами преемники Александра Македонского, а затем римляне: Восточная Армения с центром в долине Аракса, Западная Армения и южнее два маленьких царства Коммагена и Софена Западная Армения твердо придерживалась запад¬ной же ориентации: Селевкиды, Понтийское царство, римляне, позднее — византийцы. Коммагена и Софена возникали I исчезали между государствами Селевки дов п Восточной Арменией в долине Аракса, пока по¬следняя сохраняла свою независимость от Антиоха1 и его преемников. Но эти две сатрапии, транспортные и торговые центры всего региона, главным образом оставались в руках Селевкидов. .
В 220 году до н. э. Аитиох III захватил долину Аракса, присоединил к ней страну вокруг озера Ван и назначил правителем армянина Арташеса. Это государство стало называться Великой Арменией. В Софене Антиох III передал власть Зареху. И когда империя Антиоха III начала распадаться, армянские князья, договорившись с римлянами, объявили свои царства независимыми.
Арташес стал основателем новой армянской динас¬тии Арташесидов. Границы его государства расширились, и он основал новую столицу — Арташат, один из замечательных эллинистических городов Малой Азии. Начался новый расцвет армянского царства Слава его достигла своего апогея немного позднее, при Тигр а не II внуке Арташеса (95—56 гг до н э ) Границы Вели¬кой Армении простирались от реки Куры в Грузии до Палестины и от Средиземноморья до Каспия. Чтобы легче было управлять столь большим государством, Ти- гран II построил в верхнем течении Тигра город-кре- пость Тигранакерт.
Судьбу Великой Армении решила вражда римлян сначала с Понтийским царством Митридата, затем с сильными парфянами, жившими к востоку и югу от армян. Во время этих войн Лукулл разорил Тигранакерт затем Помпей одержал победу в долине Аракса и дошел до Тигранакерта. Тигран II, оставшись на своем тро-не, сделался римским вассалом. Помпей даже признал за ним титул царя царей,, полученный Тиграном II от побежденных парфян.
Так два сильных противника решили судьбу династии Арташесидов. В 53 году до н. э. парфяне разбили Красса при Каррах в Месопотамии. Потом сын Тигра- на II, Артавазд II, объявил независимой Великую Армению и отобрал у римлян Малую Армению и Софе- ну. Артавазд II, по свидетельству Плутарха, был человеком образованным, писал по-гречески речи, истори-ческие сочинения и песни.. Известно, что при дворе его отца жили и преподавали греческие ученые: Митродор, заклятый враг римлян, и афинянин Амфикрат. Конец Артавазда II был трагическим- В 34 году до н. э. после неудачного похода, предпринятого против парфян в пре-дыдущем году, Антоний выступил из Александрии и вторгся в Армению, чтобы наказать Артавазда II, ко¬торого считал клятвопреступником. Когда он приближался к Арташату, Артавазд сам явился к нему. АнтоНИИ Приказал связать его и отправить в Александрию. Он преподнес армянского царя, закованного в золотые цепи, в подарок Клеопатре. Во время триумфального шествия римлян Артавазд II отказался в знак покор- ности обратить свое лицо к Клеопатре. Она заключила его в тюрьму, а через три года ему отсекли голову
Араташесиды перестали царствовать в первый год нашей эры, когда супруга последнего царя Тиграна IV Эрато отказалась от своих прав на армянский престол.
У Армении были тесные связи с родственным парфянским царством, где правила большая династия Ар- шакндов. Поэтому на армянский трон парфяне посади¬ли своего полководца, брата царя Вологеса, Трдата I. Римляне воспротивились этому, начали войну против обоих царств и в 59 году н. э. до основания разрушили Арташат. Вскоре Трдат I вынужден был на официаль¬ной церемонии перед статуей Нерона снять с головы ко¬рону и передать ее римлянам. Корону ему вернули в 66 году н. э. в Риме во время больших празднеств и игр. Провожая Трдата I на родину, Нерон дал ему много денег и послал с ним инженеров и мастеров, чтобы вос¬становить Арташат, который некоторое время называл¬ся Неронией.
Аршакиды царствовали до V века. Это последний большой период древнего Армянского царства, Великой Армении, как единого государства.
Сначала Аршакиды зависели от Рима и сочувство¬вали парф янам. Подобные глубокие расхождения сопутствовали Армении на протяжении всей ее истории. Римляне держали постоянные гарнизоны на армянской территории; а также в новой (со II века) столице — Вагаршапате, там и по сей день находится религиозный центр армян — Эчмиадзин.
Два немаловажных события в этот период сыграли огромную роль в истории армянского народа и во многом предопределили его судьбу. Одно из них привело к тому, что армяне рассеялись по другим странам. Другое помогло им сохранить свою национальную идею и язык.
В начале III века (226 г.) персидский воин Арда- шир Папакян из рода Сасанов убил парфянского царя Артабана V и основал династию Сасанидов (рда- шир I). Он поставил своей целью восстановить империю Ахеменидов, возродить древнюю религию, зороастризм1, и оживить все прежние ритуалы. Для народов Малой Азии это означало новое персидское иго. Положение во многом усложнялось тем, что эллинизм в Малой Азии приобрел новый характер. Папарригопулос2 пишет, что «тамошний Средиземноморский эллинизм страдал от того, что побережье Малой Азии и греческий полуостров в Европе много терпели от северных варваров».
Армения была первой целью, в которую метили Ар- дашир и его преемники. В большом эпическом сочинении «Персидская война» сохранились некоторые свидетельства той трудной поры. Начались новые страдания армянского народа, очутившегося в пасти волка. Его союзники — сначала римляне, затем византийцы,— чувствуя свою силу, давали Армении гарантии от персидской опасности, то есть держали Армению под своим покровительством, но в те годы, когда она слабела, делили ее с персами или приносили в жертву целиком
Преемник Ардашира, Шапур I, в 252 году захватил Армению и возвел на престол Артавазда V, заставив его признать власть Сасанидов. Но вскоре Армения вновь обрела независимость.
Так начала сплетаться цепь многострадальной ар¬мянской истории. Царская власть потеряла свой былой престиж, и стали проявлять активность нахарары; одни — принимая сторону персов, другие — римлян.
Примерно через сто лет римляне вошли в сговор с персидским царем Шапуром III, и в 387 году Феодо- сий Великий заключил договор о разделе Армении. Римская империя получила несколько западных провинций, большая же часть армянской территории, около трех четвертей, досталась Персии. Армянский царь Аршак III переселился в западные области и правил там до самой смерти. В восточной части персы посадили на престол Хосрова IV, но армянские феодалы обвинили его в тайном сочувствии римлянам. Он былсвергнут, и на престол взошел его брат Врамшапух.
Этот мудрый человек царствовал с 389-го по 415 год Потом до 428 года правил его сын Арташес. На не| кончается династия Аршакилов и Армянское царство.
В годы правления Врамшапуха произошло второе большое событие: в 401 году был создан армянский алфавит.
Многие из имен, перечисленных в этой главе, оста- лись в народной памяти и поэтическом творчестве. Сведения о них первые армянские историографы по- черпнули из фольклора и пересказали их в «Историях», как называли они свои сочинения.
Соответствия с историческими лицами и событиями не всегда можно установить. Разные образы легенд | песен подчас совмещены, и исследователи армянского фольклора с трудом их различают и исторически локализуют. Господствующий образ — царь Трдат I. В пес¬нях его иногда называют именем первого царя преды-дущей династии — Арташесом I. Впрочем, и этот образ сливается с позднейшими царями, носившими то же имя. Существуют разные рассказы о его подвигах и женитьбе на дочери аланского царя красавице Сатеник. Хоренаци пишет:
«Однажды Бакур, правитель Сюника, пригласил Трдата на ужин. Разгоряченный вином Трдат увидел там очень красивую женщину, которую звали Назиник. Танцуя, она так сплетала свои руки, что казалось, будто они поют. Ему понравилась женщина, и он сказал Бакуру: «Отдай мне свою рабыню». «Не отдам,— ответил тот,—потому что она моя». Тогда Трдат схватил Назиник, посадил ее на свое кресло и совершил безумство, как необузданный юноша. Взбешенный от ревности Бакур вскочил, чтобы отнять женщину, но Трдат встал, взял стеклянный сосуд с цветами и, вооружившись им, точно большой палицей, выпроводил всех, возлежавших на подушках. Словно это был новый Одиссей, убивав¬ший женихов Пенелопы, или лапифы, воюющие с кен-таврами на свадьбе Пейрифоя... Излишне рассказывать что-нибудь еще о храбрости этого сладострастного ! мужа».
Среди легенд, записанных историком, есть одна о царевиче Артавазде. Этот образ, вполне вероятно, представляет носившего то же имя царя, которого персы I посадили на армянский престол, после того как он
поклялся в верности и послушании персидскому царю. Об этом Артавазде Хоренаци отзывается с нескрывае¬мым презрением:"
«Ни одного подвига этот человек не совершил, толь¬ко ел и пил да блуждал по болотам, камышовым зарослям и оврагам, охотясь на диких ослов и вепрей; не по¬желал выучить хотя бы пять букв или совершить один подвиг, чтобы оставить по себе добрую память. Слуга и раб своего желудка, он был способен лишь на одно: заполнять выгребные ямы в стране».
И далее:
«Когда умирал Арташес, согласно порядку, суще-ствовавшему в то время, многие приходили и убивали себя, чтобы уйти вместе со своим царем. Артавазду это не понравилось, и он сказал своему отцу: «Ты уходишь и забираешь у меня все, как же мне царствовать, если ты мне ничего не оставляешь?» Услышав это, Арташес проклял его: «Когда ты пойдешь охотиться на Большой Масис, пусть тебя схватят дикие звери и ты останешься там навсегда, чтобы не видел ты света белого». Прокля¬тие сбылось. Когда Артавазд возле Арташата шел через мост, на него напали волки и сбросили в пропасть. Там он и теперь, связанный железными цепями; две собаки день и ночь грызут его цепи, и он пытается выбраться из пропасти, чтобы наступил конец света, но когда куз¬нецы бьют молотом по наковальне, цепи снова крепнут. Поэтому и ныне многие кузнецы,^ знающие эту историю, идут в воскресенье в кузницу и несколько раз ударяют молотом по наковальне, чтобы не спасся, не выбрался Артавазд оттуда, где его держат».





Категория: Армяне М. Александропулус | Добавил: eduard (17.12.2010)
Просмотров: 2249 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Джемете, гостевой дом "Роза Ветров".IPOTEKA.NET.UA - Ипотека в УкраинеКаталог ссылок. Информационный портал - Старого.NETСалон ДонбассаКаталог сайтов Всего.RU Компас Абитуриентаtop.dp.ru
Goon
каталог
top.dp.ru Rambler's Top100 Фотостудия: фотосъемка свадеб, фото модель, модельное агентство CATALOG.METKA.RU