Главная » Статьи |
Армяне М. Александропулус
[25]
Армяне М. Александропулус Путешествие в их страну и историю
|
Армяне "Тигранян С.Ф.:
[3]
Тигранян С.Ф. Т 395 Армяне - Ер.: Варандян, 1992
|
Армянски вопрос
[6]
Александр Амфитеатров
|
В феврале 1896 года я приехал в Константинополя из Софии с
торжества присоединения к православию болгарского престолонаследника1.
Константинополь был еще полон следов недавней «революции», как почемуто называли в городе только что пережитую бойню
армян подонками мусульманского Стамбула, организованную полицией султана
Абдул-Гамида2, под охраною регуляр. ных
войск. Я остановился в давно знакомом мне маленком «Ho'tel de France», где
хозяином был венгерец и, следовательно,
туркофил уже в силу национального происхождения. |
Турецкому правительству и европейскому капиталу, доставила
«революционерам» армянской самозащиты возможность безопасно покинуть
Константинополь и уехать в Марсель! Европейская молва, расплываясь из недр
международной константинопольской дипломатии упорно твердила, будто русское
посольство, в данном случае, лишь уподобилось Посейдону, во власти которого
взволновать море бурею, во власти и усмирить. |
Абдул-Гамид — фанатик Ислама. Он полон историческими мечтами
о великих халифах и, лишенный физической и политической возможности повторить
их в славных делах и воинственных подвигах, подражает им в религиозном изуверстве
и безумной роскоши. Он очень богат, но государство — нищее, и как личная казна
султана, так и казна империи, ненасытно, изо дня в день взывают о деньгах. В
результате,— помимо града узако- няемых налогов и податей, которыми выжимаются
из христиан Малой Азии последние соки,— неистребима фактически система
кормления чиновников административными должностями. Сомнительная платежеспособность
государства своим чиновникам продолжаетмянских вилайетах режим ужасающей
продажности, барства, произвола, насилия: правильную организацию Казрешенного
свыше разбоя и грабежа. И, естественно, 'ем глубже истощена страна, тем острее
ожесточаютсй ужасы сдирания с нее все новых и новых шкур. Абдул- гамид не
только не хочет, он и не может пощадить армян, потому что иначе он —
государственный банкрот. |
Острое напряжение армянского вопроса в наши тя- * гостные
дни и глубокое негодование, вызываемое» елу^ хами, письмами, газетными-ссстямп
с Кавказа, побудили меня написать несколько статей о том, что и как сделало,
делает и намерено сделать европейское общество для устройства этого
несчастнейшего народа и какое-либо подобие политического порядка, способное
охранять человеческие личность и благосостояние. |
I. Имеется в виду принятие 2 февраля 18% г. в Coфии
надледным княжичем Борисом православия, после чего избранный 7 июля 1887 г»
князем Болгарии Фердинанд Кобуpгский (после Александра Баттенбергского) был
признан Россией и вслед за нею остальными держа-вамии. Титул царя Болгарии был
восстановлен лишь после ликвидации вассальных отношений Болгарии к Турции б
октября 1908 г. Княжич Борис был провозглащен царем Болгарии Борисом Ш посла
того, как 28 сентяб 1918 года его отец Фердинанд отрекся от престола. 2. В истории Турции есть два
Абдул-Гамида. |
Строка из стихотворения А. А. Фета «Шепот робкое дыханье...». 36. Это предсказание А. В. Амфитеатрова, увы, сбы. лось: Карсская область и ряд других территорий отошли" к Турции. 37. Бисмарк, Отто Эдуард Леопольд (1815—1898) князь, знаменитый гбсударственный деятель Пруссии и Германии, крупный дипломат. Бисмарк изучал право в Геттингенском и Берлинском университетах и^проделал путь от «чуть республиканца» до ярого монархиста. В 1851—59 гг. Бисмарк был представителем Пруссии во Франкфуртском-союзном сейме, проводя политику усиления Пруссии; несколько лет (до ,1862 г.) возглавлял кабинет министров с портфелем министра иностранных дел, так как король Пруссии Вильгельм видел в нем сильную личность, способную объединить jj Германию. Возглавив кабинет министров, Бисмарк заявил: «Великие вопросы времени решаются не речами и постановлениями, а железом и кровью». Под руководством Бисмарка произошел разгром Австрии (1866) и Франции (.1877), завершивший объединение Германии. Бисмарк грубо выступал против католической церкви и так называемой «польской опасности». Эта его политика получила громкое название «борьбы за культуру» (kulturkampf). Главная цель культуркамфа заключалась в противодействии цивилизаторским устремлениям южногерман-ского католичества и влиянию римского папы. |
Катастрофа, разразившаяся над Арменией с тюрко-монгольским нашествием в
XI и сл. столетиях, оказалась роковой для армянского народа, в корне
изменив дальнейший ход его исторического развития. В продолжение четырех веков многочисленные тюрко-монгольские племена беспрерывно наводняли страну, оседая в ней и заселяя лучшие ее местности. Национальные политические организации армян были упразднены; национальный владетельный класс (царские и княжеские династии, феодальная аристократия) был уничтожен, и в конце концов от политической самостоятельности армянского народа не осталось и следа. |
IV Мы уже указывали на то, что социальный состав и расслоение кавказских
народностей не было тождественно. С одной стороны, владельческие
сословия были сосредоточены в грузинском и татарском населении края,
демократические же и притом наиболее сознательные слои были представлены
армянским народом. Благодаря этому, здесь чисто соци-альные отношения
принимали внешний вид национальных; борьба против феодализма получала
довольно яркую окраску борьбы армян, якобы, против грузин и татар, тем
более, что демократические элементы этих народностей, в особенности
последней, еще не выступили против своей феодальной знати и все еще
оставались под влиянием влиятельного дворянского класса, сумевшего свои
сословные интересы и стремления выдавать за общенациональные. |
С Наапетом меня познакомил мой друг, пригласивший меня в Армению. — С греками и Грецией всегда змакомишься дважды,— сказал Наапет. Он имел в виду, что Грецию знают еще до того, как совершают туда путешествие. Мне это очень понравилось. Однако вскоре мы обнаружили, что познакомились с Наапетом в Москве еще! двадцать лет назад. Порой, чтобы расцвести, знакомства ждут своего часа. |