Главная » Статьи » Армянски вопрос |
В категории материалов: 6 Показано материалов: 1-6 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
В феврале 1896 года я приехал в Константинополя из Софии с
торжества присоединения к православию болгарского престолонаследника1.
Константинополь был еще полон следов недавней «революции», как почемуто называли в городе только что пережитую бойню
армян подонками мусульманского Стамбула, организованную полицией султана
Абдул-Гамида2, под охраною регуляр. ных
войск. Я остановился в давно знакомом мне маленком «Ho'tel de France», где
хозяином был венгерец и, следовательно,
туркофил уже в силу национального происхождения. |
Турецкому правительству и европейскому капиталу, доставила
«революционерам» армянской самозащиты возможность безопасно покинуть
Константинополь и уехать в Марсель! Европейская молва, расплываясь из недр
международной константинопольской дипломатии упорно твердила, будто русское
посольство, в данном случае, лишь уподобилось Посейдону, во власти которого
взволновать море бурею, во власти и усмирить. |
Абдул-Гамид — фанатик Ислама. Он полон историческими мечтами
о великих халифах и, лишенный физической и политической возможности повторить
их в славных делах и воинственных подвигах, подражает им в религиозном изуверстве
и безумной роскоши. Он очень богат, но государство — нищее, и как личная казна
султана, так и казна империи, ненасытно, изо дня в день взывают о деньгах. В
результате,— помимо града узако- няемых налогов и податей, которыми выжимаются
из христиан Малой Азии последние соки,— неистребима фактически система
кормления чиновников административными должностями. Сомнительная платежеспособность
государства своим чиновникам продолжаетмянских вилайетах режим ужасающей
продажности, барства, произвола, насилия: правильную организацию Казрешенного
свыше разбоя и грабежа. И, естественно, 'ем глубже истощена страна, тем острее
ожесточаютсй ужасы сдирания с нее все новых и новых шкур. Абдул- гамид не
только не хочет, он и не может пощадить армян, потому что иначе он —
государственный банкрот. |
Острое напряжение армянского вопроса в наши тя- * гостные
дни и глубокое негодование, вызываемое» елу^ хами, письмами, газетными-ссстямп
с Кавказа, побудили меня написать несколько статей о том, что и как сделало,
делает и намерено сделать европейское общество для устройства этого
несчастнейшего народа и какое-либо подобие политического порядка, способное
охранять человеческие личность и благосостояние. |
I. Имеется в виду принятие 2 февраля 18% г. в Coфии
надледным княжичем Борисом православия, после чего избранный 7 июля 1887 г»
князем Болгарии Фердинанд Кобуpгский (после Александра Баттенбергского) был
признан Россией и вслед за нею остальными держа-вамии. Титул царя Болгарии был
восстановлен лишь после ликвидации вассальных отношений Болгарии к Турции б
октября 1908 г. Княжич Борис был провозглащен царем Болгарии Борисом Ш посла
того, как 28 сентяб 1918 года его отец Фердинанд отрекся от престола. 2. В истории Турции есть два
Абдул-Гамида. |
Строка из стихотворения А. А. Фета «Шепот робкое дыханье...». 36. Это предсказание А. В. Амфитеатрова, увы, сбы. лось: Карсская область и ряд других территорий отошли" к Турции. 37. Бисмарк, Отто Эдуард Леопольд (1815—1898) князь, знаменитый гбсударственный деятель Пруссии и Германии, крупный дипломат. Бисмарк изучал право в Геттингенском и Берлинском университетах и^проделал путь от «чуть республиканца» до ярого монархиста. В 1851—59 гг. Бисмарк был представителем Пруссии во Франкфуртском-союзном сейме, проводя политику усиления Пруссии; несколько лет (до ,1862 г.) возглавлял кабинет министров с портфелем министра иностранных дел, так как король Пруссии Вильгельм видел в нем сильную личность, способную объединить jj Германию. Возглавив кабинет министров, Бисмарк заявил: «Великие вопросы времени решаются не речами и постановлениями, а железом и кровью». Под руководством Бисмарка произошел разгром Австрии (1866) и Франции (.1877), завершивший объединение Германии. Бисмарк грубо выступал против католической церкви и так называемой «польской опасности». Эта его политика получила громкое название «борьбы за культуру» (kulturkampf). Главная цель культуркамфа заключалась в противодействии цивилизаторским устремлениям южногерман-ского католичества и влиянию римского папы. |